Сегодня 8 февраля 1969 года, поднялся в воздух, первый в мире дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолет Boeing 747.

Боинг 747 , выпускаемый американской компанией Boeing , часто именуемый « Джамбо Джет » ( англ. Jumbo Jet ) , или просто « 747 » , - первый в мире дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт . Первый полёт был выполнен 9 февраля 1969 года . На момент своего создания Boeing 747 был самым большим , тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером , оставаясь таковым в течение 37 лет , до появления A380 , первый полёт которого состоялся в 2005 году .
Боинг 747 имеет двухпалубную компоновку , при этом верхняя палуба значительно уступает по длине нижней . Размеры и своеобразный « горб » верхней палубы сделали Boeing 747 одним из наиболее узнаваемых самолётов в мире , героем десятков кинофильмов и символом гражданской авиации [ источник не указан 386 дней ] .
Существует несколько различных вариантов Boeing 747 , большинство из которых могут совершать перелёты большой дальности . Рекордсменом среди 747 является Боинг австралийской авиакомпании Qantas Airways , совершивший в 1989 году беспосадочный перелёт из Лондона в Сидней , преодолев тем самым 18 000 км за 20 часов 9 минут , не имея на борту ни пассажиров , ни груза .
Несмотря на высокую стоимость , благодаря высокой экономичности массовых авиаперевозок и лизинговым схемам эксплуатации , это один из самых распространённых в мире широкофюзеляжных пассажирских самолётов . До января 2014 года было заказано 1537 экземпляров Boeing 747 , поставлено 1482 самолёта.
Идея разработки Boeing 747 возникла во время бурного роста объёмов авиаперевозок в 1960 - х . Боинг 707 , господствовавший в то время на рынке авиаперевозок США , уже с трудом справлялся с растущим потоком пассажиров . До этого корпорация Боинг уже занималась разработкой крупного транспортного самолёта для армии США , однако тогда корпорация проиграла проекту компании Локхид - C- 5 « Гэлэкси » . Тем не менее , наиболее преданный Боинг покупатель - авиакомпания Pan American - выработала требования к гигантскому пассажирскому самолёту , который должен был быть больше « 707 » в два раза . В 1966 году корпорация представила конфигурацию нового самолёта , получившего обозначение « 747 » . Изначальный проект представлял собой полностью двухпалубный самолёт , однако с такой конфигурацией возникали некоторые трудности , и от схемы отказались в пользу « горбатого » варианта . Из первой серии в 100 самолётов « Пан Ам » заказала 25 .
В то время считалось , что такие гиганты вскоре будут вытеснены сверхзвуковыми самолётами . Поэтому « 747 » изначально разрабатывался как грузопассажирский самолёт . Со временем планировалось даже полное переоборудование всех самолётов в грузовые . Кабину экипажа поместили на верхнюю палубу специально для того , чтобы была возможность преобразовать нос самолёта в грузовую аппарель . Предполагалось , что рынок не нуждается более чем в 400 самолётах этого типа , однако , несмотря на критику и жёсткую конкуренцию в 1993 году был построен тысячный самолёт . Лишь в первом десятилетии XXI века объём продаж « 747 » начал падать .
Строительство самолётов было связано с некоторыми трудностями : завод Боинг не обладал возможностями выпускать такие гигантские самолёты . Для этого в небольшом городке Эверетт в штате Вашингтон был построен новый завод , который и стал домом для нового семейства самолётов .
Компания Pratt & Whitney разработала огромный турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности - JT9D , который первоначально использовался исключительно на « 747 » . В целях повышения уровня безопасности и лётных качеств самолёта на « 747 » были установлены 4 резервные гидравлические системы и щелевые закрылки , которые позволяли использовать самолёт на взлётно - посадочных полосах стандартной длины .
На испытаниях самолёта для получения сертификата лётной годности Боинг разработал необычное учебное устройство , известное как « Фургон Уодделла » ( названное так в честь лётчика - испытателя « 747 » , Джека Уодделла ) , которое состояло из макета кабины , установленного на крыше грузовика . Тренажёр был предназначен для того , чтобы обучить лётчиков управлять самолётом на рулении с такого высокого положения кабины .
Боинг дал обещание « Пан Ам » доставить первый самолёт к 1970 году - то есть необходимо было разработать , построить , испытать и сертифицировать самолёт меньше чем за 4 года . Работа шла очень быстро , однако огромные затраты корпорации на постройку нового завода и разработку самолёта поставили Боинг на грань банкротства . Тем не менее , колоссальная прибыль от реализации « 747 » окупила все затраты корпорации .