
Техническое устройство:
ЗиУ -9 является высокопольным троллейбусом большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок . Его стальной сварной корпус монтируется на стальном каркасе , состоящем из трубчатой рамы сложной пространственной формы , поперечных ферм и продольных лонжеронов . Корпус имеет три двери - одну узкую в носовой оконечности и две широкие - в середине и кормовой оконечности . Двери ширмовые , открываются и закрываются автоматически из кабины водителя посредством электропривода ( с 1990 г - . Пневмопривода ) .
Система управления током через тяговый электродвигатель ( ТЭД ) - реостатная автоматическая косвенная ( групповой контроллер ) . Все коммутации силовых цепей из пускотормозных сопротивлений и ТЭД выполняются служебным низковольтным электромотором . Пускотормозные сопротивления ограничивают ток через ТЭД , таким образом управляя скоростью его вращения и развиваемым им крутящим моментом . ЗиУ -9 оснащён мотор - генератором для преобразования входного постоянного напряжения 550 В в низковольтное служебное 24 В . Это преобразование является очень простым - электромотор на 550 В вращает соосный с ним генератор постоянного тока на 24 В . Недостатком такого решения является постоянный шум от работающего мотор - генератора . Однако хорошая смазка и центровка мотор - генератора позволяют понизить шум до терпимого уровня . Помимо этого , мотор - генератор оснащён вентилятором , служащим для более эффективного охлаждения пуско - тормозных реостатов . Низковольтная система включает в себя упоминавшийся выше групповой контроллер , наружное и внутреннее освещение и сигнализацию , приводы дверей и две аккумуляторные батареи . Благодаря разделению уровней напряжений , резко уменьшается опасность поражения пассажиров и водителя электрическим током . Всё электрооборудование внутри пассажирского салона и кабины водителя работает от безопасного напряжения 24 В . Силовые 550 - вольтовые цепи и агрегаты изначально расположены под полом . Однако низкая электробезопасность подобного решения привела к тому , что в ходе модернизаций оборудование было перенесено на крышу троллейбуса , а также в шкаф за спиной водителя . В ходе капитально - восстановительного ремонта троллейбусов предыдущих выпусков в условиях депо или ремонтных заводов , высоковольтное оборудование также часто выносится на крышу .
Тормозная система ЗиУ -9 включает в себя электродинамический , стояночный и пневматический тормоз . Для обеспечения работы последнего машина оснащена пневмокомпрессором.
ЗиУ-682Б
В августе 1972 года началось производство первой серийной модификации ЗиУ - 682Б ( смена обозначения с ЗиУ -9 на ЗиУ -682 была обусловлена приведением маркировки к требованиям отраслевого классификатора ) . Первые серийные троллейбусы несколько отличались от машин более поздних выпусков . До 1974 года колёсные арки имели угловатую , а не круглую форму . На первые партии троллейбусов ставился устаревший двигатель ДК - 207Г , который уже в 1973 году был заменён на ДК -210 мощностью 110 кВт . Подвеска на первых ЗиУ - 682Б была пневматической , с реактивными штангами в качестве направляющих элементов , позднее стала пневморессорной . Задняя накопительная площадка имела пониженный уровень пола , что позволило уменьшить на одну число ступеней у задней двери и облегчить погрузку инвалидных и детских колясок , а также крупногабаритных предметов . Однако это « преимущество » нивелировалось наличием высокого разделительного поручня на ступенях задней и средней дверей . Переход от высокого уровня пола в салоне к низкому плавно осуществлялся в проходе между задними колёсными арками , что причиняло неудобства пассажирам в часы пик ( особенно зимой ) , стоявшим под уклон на обледеневшей « горке » . В 1991 году разработчики заменили высокий разделитель ступеней поручнями , закреплёнными на дверях , но к этому времени все накопительные площадки находились на уровне трёх ступеней от уровня тротуара . Для естественной вентиляции салона в крыше было оборудовано 4 потолочных люка , а каждое боковое окно оснащено сдвижной форточкой . В настоящее время единственный экземпляр ЗИУ - 9Б сохранился и эксплуатируется в линейном режиме в городе Запорожье и имеет бортовой номер 562 .
ЗиУ-682В (В00/В0А)
В конце 1976 года началось серийное производство следующей модификации ЗиУ - 682В , пришедшей на смену ЗиУ - 682Б . В связи с наличием конструктивных недостатков , проявившихся в течение первых лет эксплуатации , вместо реактивных тяг в качестве несущих элементов подвески стали использоваться рессоры . С 1976 года число светильников в салоне было уменьшено с 12 до 11 , каждое второе окно в салоне лишилось форточек . С 1978 года число потолочных люков сократилось до трёх ( за счёт люка над передним мостом ) , троллейбусы стали оборудоваться электрическими штангоуловителями ( видимо , по заказам , так как на московских машинах их не было до 1996 года ) .
С 1983 года изменилась форма и расположение передних и задних габаритных огней . Фонари оригинальной формы , неофициально называемые « лодочками » , были заменены унифицированными и смещены от краёв ближе к маршрутоуказателям . В 1985 году аналогичные изменения дизайна претерпели внешние сигнальные огни и указатели поворота .
С марта - мая 1984 года троллейбусы стали выпускаться без пониженного уровня задней накопительной площадки , что было обусловлено необходимостью усиления конструкции основания кузова в заднем свесе . В 1985 году заводская табличка троллейбуса была частично приведена в соответствие со стандартами формирования VIN - кода , что привело к смене маркировки на ХТИ682В00 .
С 1988 года завод перешёл к производству модификации ЗиУ - 682В -012 ( ЗиУ - 682В0A ) , оснащённой двигателем ДК -213 мощностью 115 кВт . С 1989 года изменилась форма кожуха радиореакторов на крыше троллейбуса , она уменьшилась в размерах и получила острые края . В 1989 году параллельно началось производство переходной модификации ЗиУ - 682В0B , на которой электрический привод механизма открывания дверей был заменён пневматическим
ЗиУ-682Г
К концу 1980-х гг. отдельные элементы конструкции троллейбуса, выпускавшегося на тот момент уже почти 20 лет, значительно устарели. Поэтому одновременно с запуском в серию последних модификаций ЗиУ-682В готовилась к производству более глубокая модернизация данной модели троллейбуса, которая получила обозначение ЗиУ-682Г. Опытные экземпляры ЗиУ-682Г были выпущены ещё в 1988 году, а с 1 февраля 1991 г. завод полностью перешёл на их серийное производство.В дополнение к изменениям, уже внедрённым ранее на моделях ЗиУ-682В0A и ЗиУ-682В0B, модель ЗиУ-682Г получила следующие отличия. Спереди, под лобовым стеклом, размещена решётка воздухозаборника. Изменилось расположение окон с форточками вдоль правого борта. Значительной перепланировке подвергся салон троллейбуса. Большая часть сидений вдоль левого борта кузова заменена с двухрядных на однорядные, что позволило увеличить число стоячих мест. Изменилась конструкция самих сидений и их поручней. Большие изменения претерпела кабина водителя. Перегородка за спиной водителя, ранее имевшая овальное окно, стала глухой; расширена сдвижная дверь в водительскую кабину. В самой кабине изменена компоновка приборной панели, которая стала изготавливаться из чёрного пластика. Ушёл в прошлое не эргономичный пульт управления троллейбусом справа от приборной панели, состоящий из двух длинных рядов одинаковых тумблеров. Управление внешними световыми приборами было перенесено на рулевую колонку. На выделенном щитке справа остались только управление открытием дверей, выключатель стеклоочистителей и аварийная сигнализация. Остальные переключатели перенесены на новый пульт управления троллейбусом, расположенный слева от водителя, около бокового окна. Изменена конструкция ходовой и тормозной педалей, управление при этом приблизилось к автомобильному.С другой стороны , ЗиУ - 682Г , поставляемые в провинциальные города в 1993-2000 гг . , По сравнению с предыдущей моделью ЗиУ - 682В имели существенно облегчённые несущие элементы рамной составляющей несущего корпуса ( по всей видимости , с целью снижения стоимости ) . В результате в тяжёлых условиях эксплуатации ( например в Нижнем Новгороде ) за 5 лет эти конструктивные элементы полностью корродировали до трухи , пробиваемой несильным ударом отвёртки . С 1997 года базовой модификацией в серийном производстве стала ЗиУ - 682Г -012 ( ЗиУ - 682Г0A ) . Внешним отличием новой модификации стало уменьшенное по высоте боковое окно кабины водителя , имеющее также другое расположение форточки . Небольшие изменения претерпела планировка салона . По сути это была адаптированная для внутреннего рынка модификация экспортной версии троллейбуса ЗиУ - 682Г -010 , производство которой началось ещё в 1992 году .